gravecare
Национальный историко-культурный музей-заповедник «Лычаковское кладбище» - известное мемориальное кладбище во Львове площадью 40 га.
Старинные традиции
По старинным традициям проводы усопшего в последний путь, установка мемориала, панихида сопровождались укладыванием венков вокруг почившего. Все это было описано д-ром Ральфом Соленски при проведении знаменитых раскопок в пещере Шанидар на севере Ирака. Д-р Соленски в 1951 году обнаружил несколько площадок для захоронений в пещере Шанидар. Его открытие удостоилось записи в книге Рекордов Гиннеса, как информация о самой древней форме религиозной деятельности в области человеческих захоронений. Во время археологических раскопок Соленски предоставил образцы почвы с каждой могилы Арлетте Лерой-Горхан, палеоботанику из Парижа. При исследовании под микроскопом она обнаружила фрагменты пыльцы и цветов по крайней мере 8 видов. Большая часть цветов относилась к группе мелких яркоокрашенных диких цветов. Мадам Лерой-Горхан заявила, что захоронения имели место около 62 000 до н.э. Удивительно, что частицы пыльцы сохранились в глубине пещеры, ведь ни звери, ни птицы не могли принести в пещеру цветы и не могли уложить их прямо на площадку для захоронения. Поэтому было сделано заключение о том, что 62 000 лет назад кто-то бродил по склонам гор с печальной целью нарвать цветов для погребальной процессии.
В цветочном саду
С незапамятных времен человечество сравнивало смерть со сном и такого рода упокоение, или сон, обычно проходил в цветочном саду. В «Песне о Роланде», одном из знаменитых произведений древней французской литературы, архиепископ Тюрпин молит Бога над телами своих баронов: «Да примет же Господь ваши души среди цветов в священном саду». Мольба Роланда была похожа: «Да позволит им лежать среди священных цветов». В давние времена цветочный сад ассоциировался с Раем, с «лугами, наполненными прохладой», как у Вергилия, «омытыми потоками воды», или с садом, который обещан в Коране всем верующим.
И если Рай был наполнен цветами, то Ад воспринимался как нечто пустынное, неприятное. В гомеровском царстве теней не было ни сада, ни цветов. В книге XI века об Одиссее Ад представлен как пространство без какого-либо намека на цветы или другие приятные вещи. В Молитвеннике Серапиона, греко-египетском литургическом тексте середины IV века, есть такая молитва о покойном: «И пусть его дух покоится безмятежно в зеленом саду». Все эти слова, обозначающие Рай, относятся к одной центральной концепции: прохладного сада с морем цветов.
Концепция цветочного Рая наиболее тесно связана с погребением Иисуса Христа. Иисус был отнесен в сад, простой и чистый. Наши современные кладбища не часто поддерживают эту концепцию и лишь частично напоминают тот сад, в который был отнесен Иисус. Сегодня люди ценят концепцию захоронения среди цветов, описанную в религиозных книгах. Таким образом, сила идеи о том, что смерть неразрывно связана с цветами, очевидна.
Цветы и символизм
В течении столетий цветами сопровождалось практически каждое событие жизненного цикла, от рождения до смерти. Если говорить о смерти, цветы являются символом того, что все прекрасное не вечно под луной: как цветок срезают со стебля, так же и нить нашей жизни однажды кем-то обрывается. Цветы, используемые на похоронах, имеют свое эстетическое значение: красота цветка помогает нам справиться с эмоциями, нивелируя контраст между жизнью и ужасом смерти. Цветы помогают смягчить неприятный осадок от вида смерти, который остается у присутствующих на похоронах. Цветок символизирует хрупкость и незащищенность жизни. Цветам, как и людям, нужны внимание и уход, чтобы они распускались и расцветали. Немаловажно также и количество стеблей в букете. По традициям стран постсоветского пространства четное количество цветов приносят на похороны, а живому человеку принято дарить цветы только в нечетном количестве.
Существует несколько версий о происхождении этой традиции.
Во многих древних культурах парные числа связывались с законченностью, завершением, в данном случае – жизненного пути. Нечетное число, (кроме 13) напротив, символ счастья, успеха, везения. Нечетные числа нестабильны, они символизируют движение, жизнь, смех. Четные – символ умиротворенности и покоя. Для древних пифагорейцев олицетворением добра, жизни, света были нечетные числа, а еще они символизировали правую сторону (сторону удачи). Неудачливую же левую сторону, и вместе с ней смерть, зло, тьму символизировали четные числа. В японской культуре числа 1,3,5 обозначают мужское начало «янь» и говорят о жизни, силе, движении. Числа 2,4,6, – это женское начало «инь», покой, пассивность. В Японии не принято дарить живым людям четыре цветка, потому что число 4 символизирует смерть. Израильтяне, наоборот – дарят четное количество цветов, а вот на похороны цветы не приносят.
В Грузии считают, что все связанное с семейными ценностями приносит счастье, поэтому два цветка (пара) – удачное сочетание, а на кладбище несут нечетное количество цветов «чтобы покойный пару не забрал с собой».
Европеец и американец может с наилучшими намерениями подарить русской девушке 8 или 10 роз, и искренне удивиться ее реакции. Стоит отметить, что столь придирчивый счет цветов имеет место лишь до дюжины. После этого количества не имеет значения четное или нет количество стеблей в букете. Ведь в пресловутом «миллионе алых роз» четное количество цветов.
И последнее, что хотелось бы отметить – особый символизм приписывают цвету букета, особенно в религиозных кругах.
Пурпурный цвет – символ покаяния и лояльности. Цветы подобной окраски используют во время приготовления и проведения покаяния в Рождественский и Великий Пост.
Белый цвет – символ яркого праздничного света. Цветы такого цвета используют во время проведения празднования Рождества и Пасхи, и в другие дни, ознаменовавшиеся каким-либо событием.
Зеленый цвет – символ оживающей по весне природы, отсюда зеленые лужайки наших кладбищ. Зеленые цветы используют в обычные дни, после Праздника Богоявления и Дня Святой Троицы.
Красный цвет символизирует огонь и кровь, а цветы такой окраски используют в Праздник Богоявления и по случаю других особых событий, связанных с восхвалением мучеников, Святого духа и пролитой кровью Христа.
Черные цветы используют на Страстную Пятницу, иногда вместе с красными.
Итак, как мы видим, цветы помогают нам переключиться на восприятие символики, и через эту символику передается большая часть информации, относящейся к смерти.
Значимость погребальних цветов
Смерть приводит людей в отчаяние и вызывает депрессию, отнимая у них дорогого человека, от которого они получали любовь, поддержку и заботу. Похороны и похоронные традиции предоставляют им возможность отдать последние почести и дань уважения почившему. Время после похорон – период скорби. Только вспоминая прошлое, близкие могут оценить, насколько дорог им был человек и принять утрату. Только через слезы и разговор с благодарным слушателем они могут излить свою душу и выразить боль, чувство вины и враждебности окружающего мира. Все происходящее на церемонии и после нее затрагивает скорее интеллектуальные концепции, полностью не вовлекая эмоции и чувства страдающего, что с психологической точки зрения очень важно. Цветы же выражают невыразимое, они по своей сути символичны. Уважение и сочувствие традиционно выражалось при помощи цветов. Этот обычай – один из наиболее укрепившихся в культуре для выражения глубинных эмоций. Необходимо подчеркнуть три основных момента, делая заключение о традициях, связанных с погребальными цветами. Во-первых, цветы играют как эстетическую, так и символическую роль. Они вносят большой вклад в торжественность и значительность ритуала. Во-вторых, цветы являются знаком выражения соболезнований скорбящим родственникам. В-третьих, цветы для близких служат элементом, помогающим смягчить восприятие этого траурного события, а также служат выражением уважения к почившему.
Обращаем Ваше внимание, что заказы на сайте принимаются круглосуточно, но обработаны будут в рабочее время.
|